Наш номер: +7(499)7033359

Home » Диагностика и лечение заболеваний » Психическое здоровье +

Психическое здоровье +

psihicheskoezdoroveshemaВ последние десятилетия во всем мире наблюдается повышенный интерес к проблемам психического здоровья, обусловленный не только ростом психической заболеваемости.

Дело в том, что развитие человечества, научно-техническая революция, бурный рост промышленности, изменение условий жизни населения, ускорение ее темпа, массивное воздействие информации все эти факторы предъявляют высокие требования к человеку и в первую очередь к его личности, психической деятельности, психической адаптации, к его возможности быть счастливым, получать удовлетворение и быть здоровым.

Особенности труда, его условия повысили требования к обучению, профессиональному совершенству, овладеванию новой техникой, способности справляться с эмоциональным напряжением, способности находить оптимальные решения в различных жизненных ситуациях.

Отношение к психическому здоровью и психическим болезням всегда определялось уровнем культуры той или иной страны, тех или иных групп населения. Развитию науки о психическом здоровье в значительной мере мешали те предубеждения и предрассудки, которые существовали относительно «сумасшествия». Страх посещения психиатра, стремление спрятать от всех свое недомогание, скрыть в кругу семьи психическое неблагополучие нередко завершается самыми драматическими последствиями. Очень часто к психиатрам приводят больных в той стадии болезни, когда лечение уже оказывается весьма сложным, трудным, а подчас запоздалым. Ранние же признаки болезни, которые доступны излечению, обычно просматриваются или скрываются.

Главным направлением всей советской медицины, в том числе и психиатрии, является профилактика болезней. Психическое здоровье область знаний, которая находится на стыке ряда наук, из которых главным являются психиатрия, психогигиена, психопрофилактика, психология и медицинская психология, педагогика и медицинская педагогика.

Профилактика психических заболеваний тесно связана с психогигиеной, представляющей собой комплекс мероприятий, направленных на создание, формирование и соблюдение норм здорового образа жизни, норм индивидуальных, социальных л экономических. Психогигиена и профилактика тесно взаимосвязаны. Человека необходимо оберегать от. психических и физических вредоносных воздействий, охранять от воздействия шума, радиации, перегрева, промышленных и бытовых интоксикаций, действия эмоционального напряжения, неправильных межличностных контактов и многих других моментов.

Однако понятно, что до конца изменить и в полной мере устранить все внешние неблагоприятные воздействия на человека не удастся никогда. Помимо того, сами по себе внешние воздействия еще недостаточны для возникновения психических расстройств. Они появляются потому, что человек реагирует на внешние воздействия, и это, пожалуй, гораздо более важный фактор в возникновении нервно-психического нездоровья. Можно сказать, что иногда вредоносное заключается в самой человеческой личности, в том случае, если она не умеет защитить себя от своих переживаний, своих реакций, своих решений.

Профилактика ставит перед собой два главных вопроса: что и как защитить, чтобы предупредить возникновение и развитие болезни? Также существен и вопрос: когда вмешиваться с защитой?

Отвечая на вопрос что защищать, следует определить степень психического здоровья, его уровень, состояние, уязвимые места личности, возможность развития болезни (риск развития болезни), возможность адаптации человека, способность к восстановлению после рабочего дня, субъективное состояние удовлетворения, уравновешенности, самочувствия и т. д.). Таким образом, для профилактики очень важно иметь ответ на вопрос, болен человек или здоров. Однако на сегодня такой однозначный ответ уже недостаточен, для целей глубокой, полной профилактики нужно оценить степень здоровья, его качество, ресурсы, надежность, риск появления расстройства и степень возможного восстановления.

Для профилактики большое значение имеет просвещенность населения по самым разным вопросам психического здоровья, в том числе и знание проявлений его расстройств. Тогда само это знание уже позволит каждому человеку при необходимости применить, или предположить у себя, или у других людей проявление нарушенного здоровья и обратиться за советом к специалисту.

Различают несколько основных групп психических расстройств.

1. Психозы выраженная психическая патология, проявляющаяся такими расстройствами, как бред, галлюцинации, существенные нарушения поведения, психической деятельности, повреждением критического отношения, депрессией, отказами от еды, попытками к самоубийству, а иной раз даже спутанностью сознания. В этих случаях выраженное психическое заболевание бесспорно нуждается в лечении в психиатрической больнице, и очень важно своевременно распознать болезнь.

2. Неврозы это такое состояние болезни, где нет выра женного повреждения психической деятельности. Нервно-психическое расстройство представлено весьма умеренно и позволяет таким людям нередко продолжать работу, терпеть свое страдание, что, кстати, тоже не приносит добра застарелые неврозы лечатся с большим трудом.

3. Умственное недоразвитие. Здесь речь идет не о развивающейся болезни, а о стабильном болезненном состоянии, которое выявляется в первые годы жизни ребенка.

4. Слабоумие (приобретенное), являющееся следствием по вреждения мозга при травме, интоксикации, отравлении алкоголем, инфекционном заболевании и т. д., а также старческое слабоумие.

5. Дисгармония личности, достигающая степени патологии личности. В этих случаях умственная деятельность не повреждена, и такие люди могут учиться в школе, достигать значительных успехов в труде и творчестве, однако характер их оказывается весьма трудным, что выявляется в первую очередь в отношениях с окружающими людьми, с обществом.

6. Психический инфантилизм, полный или частичный, характеризуется недоразвитием, детскостью психической деятельности, личности, характера. Можно сказать, что черты личности не достигли полной степени взрослости.

7. Психические изменения, чаще в виде изменений характера, у больных различными заболеваниями внутренних органов, эндокринных желез, инфекционных заболеваний. В некоторых случаях эти изменения оказываются достаточно заметными.

Таким образом, между состояниями выраженной психической болезни, с одной стороны, и высокой степени психического здоровья с другой, существует много промежуточных состояний, в которых человеку весьма важно выполнять психогигиенические и профилактические рекомендации.

Главные показатели психического здоровья выявляют себя в индивидуальном и социальном поведении, труде, социальной деятельности и направленности, в способности обучаться и корригировать свое поведение, создавать семью и строить ее, воспитывать потомство с высокой степенью психической защищенности, адаптированности и способности к развитию.

i (3)Второй главный вопрос профилактики: как защищать здоровье, как предупредить болезнь? Ответ на этот вопрос можно дать лишь зная, что защищать.

Ранняя профилактика, или первичная профилактика, особенно близка психогигиене и заключается в защите внутреннего постоянства, внутренней гармонии человеческой личности. Такая защита может быть достигнута в процессе обучения и воспитания. К большому сожалению, способам психической самозащиты не обучают ни в школе, ни в семье. Каждый человек формирует свою психическую защиту сам, неосознанно и случайно, надежную или дефектную в зависимости от свойств личности и отношений в воспитывающей семье.

А между тем, как это хорошо известно, эмоциональное напряжение, психический стресс, частый источник болезней, могут быть успешно ослаблены приемами аутогенной тренировки. Здесь следует оговориться, что психическое напряжение необходимо человеку для различных видов труда, деятельности. Лишь у некоторых людей это психическое напряжение принимает недифференцированный, длительный необратимый характер, и тогда оно может стать вредоносным. В нашей жизни психическое напряжение не может и не должно исчезать, но для человека очень важно обучиться сопротивляться чрезмерному психическому напряжению, снимать его, не допускать непрерывного длительного напряжения.

Одним из главных направлений учения о психическом здоровье является изучение и обучение людей своевременному восстановлению психического тонуса, равновесия, оптимизма, активности, психологической продуктивности. Вся наша жизнедеятельность заключается в чередующихся сменах повышенной и пониженной активности, бодрствования и сна, повышенного настроения и настроения умеренного, иногда пониженного. В этих чередованиях выделяют совершенно определенные ритмы, и очень важно для психического здоровья обучиться в соответствии с этими ритмами своевременно восстанавливать оптимальное состояние.

Таким образом, профилактика, психогигиена, воспитание человека в соответствии с канонами психического здоровья и психического совершенства, развитие духовной гармонии и социальной адаптации в соответствии с целями развития нашего социалистического общества, своевременное распознавание и лечение психических болезней таковы основные задачи, которые ставит перед собой наука о психическом здоровье.

Сообщение с меткой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *