Расследование. Паспорт безопасности учреждения здравоохранения не требуется, если оно располагается в жилом доме

Согласно требованиям ФЗ от 6.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», который гласит, что все юридические лица обязаны обеспечить надлежащий уровень безопасности в учреждениях и на прилегающих к ним территориях, находящихся в их собственности.

Данный закон касается и частных здравоохранительных учреждений, что постановлено в законодательном порядке Постановлением Правительства №8 от 13.01.2017 г.

Но тщательно проанализировав требования, мы пришли к интересному выводу – паспорт безопасности учреждения здравоохранения не требуется, если оно расположено в жилом доме. Получается, что требования правительства распространяются только на отдельно стоящие здания и корпуса, но никак не на частные кабинеты, расположенные в одной или нескольких квартирах жилого здания.

Для проверки выводов, был отправлен запрос в Минздрав с соответствующими вопросами, где были подтверждены наши догадки с некоторыми поправками. Паспорт безопасности не потребуется также клиникам, занимающим только часть здания, имеющим отдельный вход и пр. Не обязательно, чтобы данное здание относилось к жилому фонду.

Паспорт безопасности больницы

Нужны разъяснения? Мы их нашли

Ответ Минздрава подтвердил наши догадки, но остались еще вопросы. Ведь в Постановлении правительства, ни о каких исключениях речи не идет. Напомним, что проверку учреждений здравоохранения на соответствия требованиям защиты от угрозы терроризма проверяют представители МЧС и ФСБ.

Это конечно хорошо, что паспорт безопасности не требуется тем учреждениям, собственник которых занимает одну из квартир в жилом доме или часть здания, где имеется отдельный вход/выход. Смущает лишь то, что Минздрав признает наличие исключений.

Примечательно, что в Требованиях, ни про какие исключения не говорится. Заглянув в нормативные правовые акты, мы тоже не нашли никаких регламентированных исключений. Поэтому непонятно, на основании каких «исключений» представители Минздрава сделали вывод, что Требования могут распространяться или не распространяться на учреждения здравоохранения занимающие часть здания и имеющие отдельный вход.

Второй и не менее важный вопрос, кто, по мнению Министерства Здравоохранения должен решить, попадает ли учреждение здравоохранения под Требования или нет. Обратившись за помощью к факультету медицинского права, мы выяснили, что представители Минздрава руководствовались Разъяснениями по террористической защищенности №8 от 13 января 2017 года.

Изучив разъяснения, снова возникли новые вопросы. К примеру, в них прописано, что в качестве членов комиссии могут выступать представители МЧС, ФСБ, МВД и других ведомств. Кто эти «другие» — не понятно.

Очередное пояснение Минздрава вызвало новую волну вопросов. По их мнению, организациям типа фельдшерских пунктов в деревнях и т. п., паспорт безопасности учреждения здравоохранения не требуется, ввиду низкого уровня риска террористической угрозы. Но как определяется степень риска, и по каким критериям – не ясно.

В 10 пункте Требований есть регламент работы комиссии, где прописаны их действия:

  • Проведение обследования объекта;
  • Производится изучение конструкторских и технологических особенностей здания;
  • Определяется степень террористической опасности;
  • Находятся потенциально опасные участки здания;
  • Происходит категорирование объекта;
  • Определяется ряд мероприятий, которые нужно провести специалистам и собственнику для улучшения защищенности объекта.

При этом нет ни слова о том, что комиссия может принять решение о категорировании объекта.

Из всей проверенной документации нами было установлено то, что учреждение здравоохранения, занимающее только часть здания или многоквартирного дома, может не иметь паспорт безопасности. Но, как мы не изучали Требования и Разъяснения, не смогли найти понятие минимальной террористической угрозы.

Кроме вышесказанного, следует отметить, что по Требованиям, под третью категорию террористической опасности попадают учреждения, в случае нападения на которые могут пострадать не менее 500 человек, и материальный ущерб (по прогнозам) составит не менее 50 млн. рублей.

Получается, что в данном случае даже поселковый фельдшерский пункт подходит под данную категорию. Но, как уже говорилось выше, представители Минздрава предполагают, что в поселках минимальный риск террористической опасности, и, следовательно, им паспорт безопасности не нужен.

Подведение итогов

Из всей вышеприведенной информации можно сделать вывод, что Требования и Рекомендации полностью противоречат друг другу и приравнивают условную клинику в городе и поселковый фельдшерский пункт под одну категорию. Следовательно, они не имеют весомых юридических обоснований и при необходимости могут быть легко оспорены в суде.

В законодательном порядке требуется внести ряд правок в имеющиеся Требования и Рекомендации, ведь в таком случае, небольшие учреждения в жилых многоквартирных домах могут попросту не соблюдать требования террористической безопасности и не понести за это никакой ответственности.

По материалам статьи на сайте ООО Росбезопасность.