Совместима ли карьера и счастливая семейная жизнь, или На ком женятся короли?

Женщины упорно боролись за свои права. Столетиями. Не только за избирательное право, но и за право на профессиональную деятельность. Наконец-то женщины победили. И, конечно, бросились осваиваться в новых для себя областях.

Помню, когда был куплен первый в жизни видеомагнитофон, то мы всем семейством неделю не спускали глаз с экрана. Это была новая игрушка, новая и интересная. Через неделю энтузиазм вошел в рамки, а видик стал всего лишь еще одним домашним прибором, обыденным, как пылесос.

Но женщины рвались к карьере куда как дольше, чем к видеомагнитофонам. И тут уже неделей никак не обойтись. Энтузиазм все еще перехлестывает через край. План жизни определяется с учетом карьеры: сначала учиться, потом — «делать карьеру», а уж потом — выходить замуж, рожать детей. Если раньше считалось, что женщина «устроила свою жизнь» тогда, когда она вышла замуж и родились дети, то современные женщины связывают «устройство жизни» именно с карьерой. И неважно в какой области — то ли она хочет стать продавщицей, то ли директором коммерческой фирмы.

Но директором не становятся за один день. И в какой-то момент оказывается, что годы уходят, еще немного — поздно будет заводить детей, а «подходящие» с точки зрения брака тоже становятся все старше, лысеют, обзаводятся животиками и одышкой. Тогда делается попытка совместить карьеру с браком.

Вот только один нюанс — брак предполагает определенные обязанности. Брак — это не только ежедневные радости в жизни и постоянная поддержка другого человека. Ему ведь тоже нужна помощь. Хотя бы в виде трехразового питания, выстиранной и выглаженной одежды, убранной квартиры. Да, идеально, если бытовыми проблемами занимаются оба — и муж, и жена. Прекрасно, если муж помогает готовить обед или даже готовит его сам. Замечательно, если он моет посуду. А если нет? При этом он вовсе не «ленивая скотина». Он просто занятый человек. У него ведь тоже есть работа и карьера.

Бросать свою работу не хочется никому: ни мужу, ни жене. Оба считают, что они способны достичь карьерных вершин. Как ни странно, женщины обычно куда упорнее цепляются за возможность карьерного роста, чем мужчины. Видимо, по той причине, по которой моя семья целую неделю не сводила глаз с видеомагнитофона — новая игрушка.

Тогда — если есть возможность — нанимается домработница, няня, гувернантка. Чтобы было кому заниматься бытовой мелочью, вроде вытирания пыли. Чтобы дети были ухожены, чтобы их вовремя отводили в детский сад и школу, проверяли уроки, следили за чистотой ушей и объясняли, что нужно мыть руки перед едой и после посещения туалета.

И некоторое время семейная жизнь напоминает райские кущи: каждый занимается любимым делом, карьере ничто не мешает, а рутинную, домашнюю, неинтересную работу выполняют другие люди. Казалось бы — все просто великолепно.

Но есть маленький нюанс… Я расскажу вам историю о короле. Почти сказку. В жизни все гораздо сложнее, но — упростим для наглядности.

Жил да был король Людовик XIY. Он был женат на королеве, но увы, ее не любил. Дело в том, что королева, несмотря на то, что любила короля, совершенно ничего не понимала и не желала понимать в его работе. Она не интересовалась королем, а лишь — мужем.

А король хотел кого-нибудь любить. Очаровательная (несмотря на хромоту) Луиза де Лавальер (Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, de la Vallière и de Vaujours) разбудила в душе короля нежные чувства.

Она даже родила королю четверых детей (из них выжило двое). Любовь продолжалась долго. Король был в восторге. Сначала. Потом он устал он нежной Луизы. Ведь она, так же, как и королева, больше интересовалась мужчиной, а не королем. А каждый мужчина относится к своей работе с пиететом и серьезностью, что уж говорить о короле.

Свято место пусто не бывает. Звезда мадемуазель де Лавальер закатывалась, одновременно на небосклоне королевского двора появилась новое светило — мадам де Монтеспан (Франсуаза Атенаис де Рошешуар-Монтемар, маркиза де Монтеспан). Мадам де Монтеспан была идеальной парой для короля. Король наконец получил то, что желал всегда — самую красивую, обаятельную, умную женщину Франции. Именно такая должна была быть рядом с королем.

Мадам де Монтеспан родила королю семерых детей (еще четверых она родила своему мужу — можно позавидовать ее здоровью). Король, совершенно очарованный своей подругой, совершил небывалое — признал этих детей, а герцога Мэнского (старшего из оставшихся в живых детей) даже включил в список наследников престола.

Мадам де Монтеспан успешно делала карьеру. Собственно говоря, с самого начала ее любовь к королю была своеобразной карьерой. Мадам де Монтеспан начала как тайная любовница (официальной фавориткой короля была мадемуазель де Лавальер), потом стала признанной фавориткой, матерью королевских детей, потом — некоронованной королевой Франции. Блестящая карьера! А уж какая семейная жизнь… это же сказка: муж — король!

Вот только одна тучка была на небосклоне этой карьеры — мадам де Ментенон (Франсуаза д’Обинье, маркиза Ментенон). Мадам де Ментенон была гувернанткой при детях мадам де Монтеспан. Выбрана она была прекрасной Атенаис по простой причине: к ней невозможно было ревновать. Мадам де Ментенон не была особенно красива, не отличалась особенно острым умом, в общем — ничего особенного из себя не представляла. Хотя была образованна, умела поддерживать беседу, знала иностранные языки, была элегантна и обладала несомненным вкусом. Но, конечно, на фоне королевского двора что называется «не смотрелась». Казалась этакой серой мышкой.

Но вот ведь чудо какое: король отказался от красавицы Луизы де Лавальер, которая любила не короля, а мужчину, король отказался от прекрасной мадам де Монтеспан, которая ухитрилась любить и мужчину, и короля. Король женился на мадам де Ментенон, которая любила только королевских детей.

Луиза де Лавальер не подошла королю потому, что была слишком «домохозяйкой». Живи Луиза сейчас, она находила бы наивысшее наслаждение, стирая мужу носки, подавая ему завтрак в постель и бесконечно нянча детей. Если бы финансы семьи позволяли, Луиза не работала бы, а занималась бы исключительно домашним хозяйством.

Мадам де Монтеспан в конце концов утомила короля. Утомила до такой степени, что когда она умерла, он запретил детям носить по ней траур — детям, чьей матерью она была, незаконным детям, которых он официально признал из любви к их матери!

Живи мадам де Монтеспан в наше время, она была бы типичной бизнес-вумен. Женщиной, настроенной на карьеру. Да, она бы сделала все, чтобы муж ею гордился. Она была бы «выставочным образцом», «женой для представительства» — и находила бы в этом удовольствие. Но по большому счету семья ей требовалась бы постольку-поскольку. Главное — карьера.

Мадам де Ментенон являлась счастливой золотой серединой между мадемуазель де Лавальер и мадам де Монтеспан. Ее хватило и на карьеру (да еще какую! От бедной дворянки до жены короля), и на семью. Карьера не мешала ей заниматься воспитанием детей, не мешала семейной жизни (насколько вообще можно говорить о семейной жизни в приложении к королю).

Живи мадам де Ментенон сейчас, она была бы идеальной женой для любого: и для инженера, живущего на одну зарплату, и для олигарха. Инженера она смогла бы поддержать, помочь ему сделать карьеру. Франсуаза вырастила бы из инженера как минимум директора завода. Стань она женой олигарха, лучшую жену «для представительства» и одновременно для семейного уюта сложно было бы найти. Она смогла бы вести светский образ жизни и при этом — не забывать о семейном очаге. А еще она бы ухитрилась сделать независимую от мужа карьеру.

Как видите, карьера и семейная жизнь совместима. Нужно только помнить — на ком предпочитают жениться короли.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: