С кем сражались русские у реки Непрядвы? Дмитрий и Мамай
В 2010 году мы с Божьей помощью отметим 660-летие Святого Димитрия Донского и 630-летие Куликовской битвы.
Рискну поднять очень сложную историческую тему — битва на Куликовом поле. В который раз на территории Руси пришли в столкновение интересы Востока и Запада. Обратимся к истории и попытаемся сделать для себя выводы. Информация к размышлению
Википедия: «Куликовская битва (Мамаево, или Донское побоище) — сражение между войсками русских княжеств и ордынцами 8 сентября 1380 года (6888 год от сотворения мира) на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на территории, в настоящее время относящейся к Тульской области, на площади около 10 км2».
Большая Советская Энциклопедия. «На Куликовом поле был нанесен сильный удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад» (т. 13, с. 587).
Однако в той же энциклопедии, в статье, посвященной Золотой Орде, узнаем, что после разгрома Мамая в Орде на пятнадцать лет «прекратились смуты, усилилась центральная власть», а падение Золотой Орды произошло в действительности уже в следующем, XV веке.
Интересно заметить, что летописные источники не раз и не два врагом Руси, Московского Княжества, называют не собственно «Золотую Орду», а «Мамаеву Орду», а это, как мы заметим ниже, далеко не одно и тоже.
Общеизвестный факт: в 1237 году полчища Батыя вторглись на территорию Руси, сея смерть и разрушение. Золотой Орде за относительно короткий период времени удалось покорить огромные территории.
Однако спустя сто с лишним лет Золотая Орда оказалась в тяжелейшем кризисе. Орду сотрясали смута и мятежи — «замятня». Приблизительно в течении двадцати лет на престоле этого некогда могущественного государства друг друга сменили более двадцати ханов.
Одним из этих ханов и был Мамай — человек для своей эпохи, безусловно, выдающийся. Достаточно сказать, что с он триумфом брал столицу Орды пять раз. Правда, удержаться достаточно долгое время на троне не мог. Вероятно, потому, что его старый враг — Тохтамыш — был истинным Чингизидом, следовательно, законным ханом, а он — нет. Традиционная жесткая дисциплина монгольских князей и верность Чингизидам не позволяла Мамаю удержаться на троне, несмотря на его многочисленные заслуги.
Поняв, что в столице Орды ему не удержаться, а возможно, не «снести и головы», он двинул на Москву — роковая ошибка многих выдающихся полководцев.
Приблизительно до 1374 года Мамай был настроен чуть ли не доброжелательно к Москве. Известно, что он по собственному почину послал князю Дмитрию Ивановичу «ярлык на великое княжение», хотя законы Орды предусматривали крайне унизительное для русских князей правило обращения к хану с великой просьбой о таком ярлыке. В 1371 году князь Дмитрий Иванович навестил Мамая с дарами и податью.
Однако в 1374 году произошел роковой разрыв в отношениях — «розмирие», что и привело к кровавой сече на Куликовом поле. Мамай оставил Орду с ее Чингизидами, решив утвердиться в Московском княжестве, попутно подмяв под себя окружающие территории. При этом Мамай нарушил обычаи и традиции Чингизидов, предпочитавших не поселяться в Московском княжестве, а «доить» его поборами. Кроме того, основной упор Мамай сделал не на малонадежную для него монгольскую военную элиту, а наемные иноплеменные войска, что для правил военного этикета Золотой Орды было просто немыслимым.
Но даже для такого одиозного лидера, как Мамай, для объявления войны нужен был повод. И такой повод быстро нашелся — непомерная дань. Вначале князь Дмитрий Иванович не захотел ее платить, ибо имел на это законное право, так как Мамай не был Великим Ханом Золотой Орды. Однако затем, посоветовавшись с митрополитом, изменил свое решение.
Будем справедливы, это было, конечно, очень тяжелое, но мудрое решение государственного мужа — Дмитрий предпочел расплатиться презренным металлом, а не бесценной христианской кровью. Но «аппетит приходит во время еды», и, как это уже не раз бывало в истории, Мамай начал требовать еще и еще. Стала окончательно понятна цель амбициозного восточного правителя.
Продолжение следует.