«Инженеры человеческих душ»: с кем вы, мастера… слова? Часть 1

Любой художник творит в одиночестве, но втайне мечтает о том, что его творение найдет своего зрителя (читателя, слушателя…), будет оценено собратьями по цеху. Коллективное прочтение рукописей, споры до хрипоты — без этого не обходилась ни одна встреча русских писателей. В 19-м веке журналы «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения» и другие создавали различные литературные объединения, членами которых были именитые слуги пера.

При Московском университете существовало общество любителей российской словесности. В разные годы его членами были К. Бальмонт, Л. Толстой, В. Короленко, А. Куприн[/URL], В. Вересаев.

В конце 19-го, начале 20-го века в России возникло большое количество литературных кружков и групп. Но было одно важное преимущество во всем этом литературном и окололитературном многообразии, которое «окупалось», говоря современным языком, плюрализмом творческих взглядов на мир. В 1917 году в обиход входит новое понятие — пролеткульт (пролетарская культура). Пролеткульт в то время отвечал целям и задачам новой власти. Как грибы, во всех крупных городах начинают расти его отделения, печатные органы. Работать в этой структуре было выгодно и почетно. Масса привилегий: пайки, путевки, получение жилья… И все это в период голода и разрухи в стране.

Со временем пролеткульт станет одним из звеньев в формировании тоталитарной системы, которая насаждалась в стране (пролеткульт был распущен в 1932 году). Правящая партия нуждалась в сторонниках из среды писательской интеллигенции. И вот уже в 1918 году образован и действует Союз деятелей литературы, утвержден и его устав.

Правда, просуществовал он недолго, чуть больше года. Причина банальна — внутренние разногласия. Но на смену ему пришел новый Союз писателей, Всероссийского масштаба. А спустя два года Союз организовал свой первый съезд. Любопытная статистика этого съезда. Принимало в нем участие 142 человека, в том числе 60% - коммунисты. Больше половины писателей в возрасте до 30 лет. Только 47 человек печатались.

Надо отметить, что почетными гостями съезда были В. Ленин, А. Луначарский, М. Горький.

Но и после съезда желание у писателей объединяться не исчезло. Возникают союзы и ассоциации крестьянских, пролетарских писателей (ВАПП), футуристы создают организацию так называемого левого фронта (ЛЕФ). Партия реагирует на это движение принятием резолюций, в которых предлагает соревнование разных течений в литературе, заявляя при этом, что вестись оно должно на основе пролетарской идеологии. Так, «писатели» — пролетарии от станка, крестьяне от сохи, отстаивали на своих съездах собственные взгляды на писательский процесс, современного героя.

В суете собраний, заседаний, принятии резолюций на мгновение всех потрясает смерть поэта С. Есенина, которого еще недавно с трибун называли «попутчиком» в литературе. Но эта утрата не остановила дерущихся у кормушки партии неистовых литераторов. Свою преданность партийным чиновникам пытаются доказать члены объединения «Перевал», руководитель которого А. Воронский отправляет письмо в ЦК ВКП (б), в котором заявляет, что они служат делу революции, но приветствуют преемственность с русской классической литературой. «Закатилась» организация благодаря усилиям все той же партии, которая усмотрела в этой группировке враждебное отношение к деятелям советской литературы.

Это поубавило в среде любителей литературы число желающих идти не в ногу с политикой молодых вождей. В 1930 году не стало поэта В. Маяковского. И теперь уже мало кто отважился из писателей на открытую критику партии в области литературы.

ЦК ВКП (б) в 1932 году принимает документ, касающейся перестройки литературно-художественных организаций. Принято думать, что с этой инициативой вышел М. Горький. Однако это не так. В этом же году Горький обратился к И. Сталину с просьбой сохранить российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП), где собраны преданные делу партии литераторы. Следовательно, идея объединения «инженеров человеческих душ» (выражение писателя Ю. Олеши) на новой основе, отказ от групповщины в литературе наверняка исходила от Сталина.

В течение двух лет шла подготовка к съезду, причем срок его проведения постоянно переносился. Надо заметить, что предстоящему форуму писателей предшествовал ХVII партийный съезд, окончательно утвердивший власть Сталина. Тогда же, в 1932 году все взахлеб читали опубликованную в газете «Правда» статью М. Горького «С кем вы, „мастера культуры?“ (ответ американским корреспондентам)», в которой автор открыто заявлял, что буржуазия враждебна культуре. Горький, отстаивая свои позиции, писал о том, что только рабочий, взяв в свои руки власть, сможет открыть возможности для культурного творчества масс.

И вот 15 августа (17 августа — в других источниках) 1934 года, 75 лет назад, в Москве начал свою работу I cъезд Союза советских писателей СССР. С приветствием к собравшимся обратился секретарь ЦК ВКП (б) А. Жданов, который заметил, что наша литература сильна тем, что служит делу социалистического строительства. С основным докладом на съезде выступил М. Горький.

По сути, съезд был не пролетарским, а коммунистическим. Большинство делегатов — члены ВКП (б). В их составе преобладали мужчины, причем прозаиков было больше, чем поэтов. Средний возраст участников съезда — до 40 лет. И еще такие цифры. Среди делегатов почти 43% составляли выходцы из крестьян, 27% - их рабочих. По национальному составу съезда было явное большинство русских делегатов.

На съезде присутствовали писатели из Европы, но среди них было немного крупных величин. Говорят, что Бернард Шоу отказался от приглашения, назвав идею проведения съезда неудачной. При этом заметил, что литераторы очень сварливы и нет смысла собирать их вместе. Многих наших писателей съезд не радовал. Об этом можно судить по их откликам. Так, М. Пришвин вспоминал, что на съезде царила невыносимая скука. А делегат съезда А. Новиков-Прибой сказал: «…наступил период окончательной бюрократизации литературы».

Первым председателем правления Союза писателей СССР был избран М. Горький.

Несомненно, что I съезд стал новым шагом в развитии советской литературы. Однако политическая ангажированность стала той влиятельной силой, которая определяла талант писателя. В памятном 1934 году потерял свою актуальность вопрос, когда-то заданный М. Горьким «С кем вы, «мастера культуры?» Мастера… слова, если они хотели жить и творить, должны быть там, где была власть.

Продолжение в следующей части.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: