Раскол церкви: Никон и Аввакум. Помнят ли их на родине?

Надо же такому случиться, что обе главные фигуры, стоявшие на противоположных позициях в большой истории, именуемой расколом церкви, вышли из одного маленького уголка земли русской на Нижегородчине! И это буквально так! Никита Минов, позднее — Никон, родился в селе Вельдеманово. А в двух часах ходьбы, если напрямую, полем, через перелески, располагается село Григорово, где появился на свет Аввакум.

Хотя и есть у них значительная разница в возрасте — Никита на 15 лет старше — конфликта поколений здесь, на родине, между ними не наблюдалось, по крайней мере, в исследованиях эти данные не приводятся. А о том, что они могли тесно общаться на родине, говорит такой факт: оба прошли через обитель просвещения — Макарьевский монастырь, который находился тоже недалеко. Ему они обязаны своей начитанностью, широтой взглядов (не только религиозных) и дерзостью в суждениях.

Еще несколько активных участников упомянутого события вышли в жизнь тоже с нижегородской земли. В смертельной схватке идейных противников будет участвовать Иван Неронов, а они с Никитой Миновым имели одного духовного отца — Анания. Аввакум часто встречался в юности с Илларионом, который сделал карьеру от попа в Лыскове до митрополита Рязанского. Позже Аввакум, называя Иллариона попенком, гневно скажет ему: «Недостоин век твой весь Макарьевского моныстыря единой ночи!» В сибирской ссылке Аввакуму будет покровительствовать архиепископ Симеон, который монашество принял все в том же Макарьеве. Из нижегородчины вышел духовник царя Алексея Михайловича — благовещенский протопоп Степан Вонифатьев, еще один покровитель Аввакума.

Через толщу веков не разглядеть, насколько жизненно важной была эта церковная реформа. Но и сегодня и у Никона, и у Аввакума есть свои сторонники, а, значит, и противники. На их родине — точно есть! Живу я в этих местах с некоторых пор, потому и знаю.

Когда в школе появился курс исторического краеведения, в программе было отведено от 10 до 15 часов на изучение местного материала. И, конечно, наши преподаватели не могли пройти мимо темы раскола церкви хотя бы потому, что его вершили земляки. Мне разрешили раздать старшеклассникам анкету с вопросом, который я вынесла в заголовок данной статьи. Удивилась: ребята не заглядывали через плечо соседа, чтобы списать ответ, у каждого был свой взгляд на это событие. И многие назвали его кровопролитным, обосновывая утверждение тем, что пострадавших было много. Без величия закончили свою земную жизнь и Никон с Аввакумом. Никон умер отстраненным от власти, измученным, обессиленным, униженным. По царскому указу сожжен на костре Аввакум…

Настолько близко и одинаково поначалу шли жизненные дороги Никона и Аввакума, что быть бы им единомышленниками, но они стали не просто идейными противниками, а врагами. В монастырь ушли из-за трудной жизни в родительских домах. В попы были поставлены просто: их выбрали жители тех сел, где они жили своими семьями. По характеру оба были неугомонны, нетерпимы, никакие договоренности не признавали, шли напролом.

Что касается Аввакума, он просто умел наживать врагов. Это был человек с постоянной потребностью действовать. Свои проповеди он произносил не только во время службы, но и при любом удобном случае. Прихожане же не были усердны в молении, не на руку это было и власть имущим. Оскорбляем и бит был поп нещадно, а один местный начальник выгнал его и из церкви, и из дома. Так начался его путь в Москву…

Никиту Минова в престольную увезли купцы, торговавшие на Макарьевской ярмарке. Восхождение его к власти началось с момента, когда вдруг неожиданно умерли все его дети, жену он уговорил постричься в монастырь. Постригся и сам, получив новое имя. Вскоре Никона избрали игуменом, и по делам стройки, которую он затеял, он стал часто бывать в Москве. А вскоре царь назначил его архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Ко двору — и в прямом, и в переносном смысле — оказался царю и Аввакум. Тем, что унимал прихожан от богохульства и блуда: прихожане во время службы ходят, разговаривают и… дерутся, им не нравятся длинноты в службе и строгости обрядов.

С течением времени Никон понял, что имеет большое влияние на царя, и начал склонять его к мнению, что русские церковные книги испорчены и нуждаются в исправлении по греческим образцам. Его поддержал иерусалимский патриарх Паисий: это ведь повышало авторитет греческой церкви. И Никон возомнил себя не только на русском патриаршем престоле, но и на вселенском. Аввакум не был против «книжной справы», но он настаивал взять за основу древнерусские рукописи. Паисий вынес Никону замечание в изображении крестного знамения — русские крестились двумя, а все остальное православное человечество тремя перстами. Никон начал и здесь реформирование.

Скончался патриарх Иосиф. На его место наметились две кандидатуры: духовник царя Стефан Вонифатьев, за которого были ревнители благочестия, и Никон. В предвыборную борьбу включился Аввакум, которого к тому времени прихожане Юрьевца свергли с трона протопопа: он встал на сторону Вонифатьева. Но тот, выражаясь современным языком, взял самоотвод, так как понимал, что царь свой выбор остановит на Никоне.

Никон был выбран в патриархи, но… Чем объяснить его неожиданное отречение? Он ведь желал быть на троне! Ответ нашел один из моих молодых собеседников: «Никон хотел безграничной власти и добился ее своим отречением: сам царь на коленях умолял его согласиться. А тот: «Обещаете ли слушать, как отца крайнейшего? Церковь дадите ли устроить по моему разумению?» Ему поклялись.

С этого и начинается такой произвол Никона, что все за голову хватаются. Новоиспеченный патриарх принимает единоличное решение провести церковную реформу: исправить книги, значительно изменить Псалтирь. Аввакум и его сторонники за двоеперстие насмерть стояли. Получилось, что в буквальном смысле: в 1682 году и разложили для протопопа костер. Еще ранее — в 1666−67 годах — за лозунг «Священство выше царства!» собор снял с Никона сан патриарха и сослал его в отдаленный монастырь. Летом 1681 года он скончался.

Начали жизнь одинаково, закончили — тоже: без почестей. Но не это же удивляет нас, живущих на земле Аввакума и Никона! Похож конец их жизни. А итог?

…Идти по истории длиной в три с половиной века семимильными шагами — дело неблагодарное. Несведущему человеку трудно увязать воедино отрывочные сведения из жизни таких крупных фигур. А, может быть, наоборот, пунктирная линия этих событий заинтересует читателя, и он обратится к более серьезным трудам или начнет собственные исследовании? Удивляет и радует уже то, что молодое поколение знает сам факт существования раскола русской церкви, пытается его рассмотреть и оценить.

Чем еще удивили мир наши земляки — неистовый Никон и огнеопальный Аввакум? Есть ли за что добрыми словами вспоминать их? Мои молодые собеседники просто забросали меня доказательствами, что и Никон, и Аввакум заслуживают почитания уже тем, что упорно боролись за свои идеи, не отступили, не отказались!

Все-таки крестятся наши православные, как и весь мир, троеперстием — это же элемент единения русской церкви с православными церквями всего мира! Никоновские варианты богослужебных книг закрепились в русской церкви!

Патриотизм патриотизмом, но и на родине Никона симпатий больше вызывает Аввакум. На это мое замечание старшеклассники выложили еще несколько аргументов. На стороне Аввакума — такие авторитеты, как священнослужитель Александр Мень, академики Лихачев, Панченко. В репертуаре МХАТа есть спектакль «Аввакум», который, по отзывам зрителей, заставляет о многом задуматься. Сколько веков верны идеям Аввакума староверы! И, конечно, я не могу не согласиться с молодыми оппонентами, что чаша весов в сторону святого мученика Аввакума склоняется еще и потому, что он был образованнейшим человеком своего времени, цитировал произведения древних авторов. Сам написал более восьмидесяти сочинений и посланий, среди которых «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений»… Основные из них он написал в нечеловеческих условиях — в земляной тюрьме, где провел долгие-долгие годы. Исследователи творчества Аввакума считают, что с него началась новая русская словесность, зародился новый литературный жанр — исповедальная проза. Женская часть аудитории привела еще и такой довод: все тяготы и лишения с ним до конца разделяла его семья, верная жена.

Вызвали-таки во мне мои собеседники желание побольше узнать о жизни великих россиян. Никон и Аввакум: их жизнь после смерти, как оказывается, продолжается…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: