Что мы подразумеваем под словом

Бывают такие моменты в жизни, когда уже совершенно не хочется сдерживать свои естественные желания, которые каким-то образом коренились у тебя в душе и все пытались вырваться наружу. А ты им говорил: «не сейчас», «еще не время». . . Но я все равно расскажу, что я думаю по поводу обустроенности нашего общества в той его области, которую очень часто называют «управлением».

Давайте разберемся для начала, что же под этим словом подразумевается? Ну. . . Для начала возьмем толковый словарь. В словаре Ожегова такое определение слова «управление»: «Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством которых управляется ход машины, механизма. Рычаги управления».

А так же слово «управлять»: «руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь».

Так ли Вы понимаете это слово? Логично, что так. А так ли Вы применяете это понятие в своей жизни?

На простом примере можно рассмотреть основные принципы, руководствуясь которыми многие осуществляют свою управленческую деятельность.

Вот руководитель, то есть начальник, то есть тот, кто пытается сделать так, чтобы его слушали, его замечали, его слова не растворялись в вечерних завываниях на луну окрестных домашних животных.

Он сидит у себя за столом, волосы у него утром аккуратно уложены, у него есть планы на день, которые четко записаны в ежедневнике, у него есть цель на день (допустим, осуществить крупную поставку, которая должна быть сегодня, или провести пару жизненно важных встреч). Есть секретарь, есть подчиненные. Все, как полагается.

И вот начинается рабочий день. Наш начальник говорит секретарю о том, что надо позвонить туда-то и туда-то и сделать то-то и еще вот это. Через несколько секунд секретарь начинает задавать вопросы. Начальник на них отвечает. Еще через какое-то время секретарь задает еще вопросы. . . Начальник отвечает и на примере показывает, как это сделать. Он берет трубку, он звонит, он договаривается. . . Он назначает встречу, едет на нее и заключает договор. . .

Это, вроде бы, нормально.

Но!

Давайте рассмотрим еще раз определение слова «управлять»: «Руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь». Так ли это на самом деле? Направил? — ну да, в принципе направил… Но только направил-то не чью-либо деятельность, а именно свою!

А еще интереснее это будет наблюдать, если понять, что обычные будни среднего руководителя складываются именно из направления своих действий, а сотрудники склонив голову, раболепно говорят, что они его очень уважают, восхищаются им, и всячески пытаются дать понять, что деньги, выдаваемые им в качестве зарплаты они получают не зря. При этом курсор их мышки будет перемещаться в нерешительности от двойки к восьмерке… Так как неправильно собранный пасьянс в определенное время — это очень плохая примета. . .

Через какое-то время наш руководитель понимает, что управляет не сотрудниками, а собой. Ну. . . или как-то догадывается что ли, что что-то идет не так. Что кофе конечно вкусный, но его некогда выпить, что ежедневник забит исправлениями и корректировками, и что кто-то все-таки в нем культивирует этот комплекс тщеславия, так как какую бы рубашку он не одел, то это будет просто «супер» и «так гламурненько, что аж сил нет». . . Бдительность притупляется, а рубашка становится очень важна на какое-то время.

И вот этот начальник сидит вечером в своем кабинете и листает такую занимательную литературу, как «принципы управления чернью Древнего Египта», или «Культивация Мотивации персонала в Прострации» — очень занимательное чтиво и судя по первым главам очень полезное. . . Там, конечно же, ему напишут, что он прав, что он может повысить эффективность персонала путем запугивания их прилюдной львиной казнью и что «все во всем мире уже давно не носят рубашки розового цвета, потому, что от них плохо отстирываются кофейные пятна». Это ооочень важные данные. Почему? Да потому что они описаны в таких дорого оформленных книжках, и еще потому, что Иван Иваныч — из соседнего офиса (тоже начальник) говорил, что ему помогло. Что и где ему из этой литературы помогло — не уточнялось, но настроение стало лучше. . . Ведь там еще много занимательных фактов и древнеегипетских анекдотов.

Это, конечно, важно.

Но!

Этот руководитель в определенное время говорил своим сотрудникам такие фразы: «Мы команда!», «Мы вместе идем к одной цели!», «Наши конкуренты падут ниц, ведь мы сильный эшелон, летящий к общей цели».

Сотрудники кивали, сотрудники переживали, сотрудники обещали. . . И сразу становилось легче. И на какое-то время даже создавалось впечатление, что этот руководитель кое-кем руководит. Но потом все возвращается на свои места.

Он или Она в мыле бегает по городу, спеша на какие-то встречи, бегает по офису, может быть в особо извращенных случаях пытается найти бумагу для принтера на столе программиста, чтобы уличить его в бумагомарачестве общественного имущества. . . Этот начальник вечером выглядит, как загнанный конь элитной породы. Волосы уже не так уложены, на глазах легкое покраснение, и думы. . . Думы о том, что «ну его это управление — как бы уехать ненадолго и провались оно все туда, откуда нету выхода без специального заклинания. . . »

У него проблемы плодятся, как блохи. Они маленькие, но все-таки кусаются, и все сразу не решить. Решает одну, появляется другая. Решает еще одну, а тут еще парочка. А доверить то некому. Нет людей, которым можно доверить такие вещи. Они же даже прийти вовремя на работу не могут.

Вы не узнаете никого из своих знакомых?

Я Вам пишу это для того, чтобы наглядно можно было продемонстрировать, каким же образом мы сваливаемся в ту яму, из которой все сложнее становится выбираться. И руководители в отдельных случаях даже не сваливаются туда, а постепенно, планомерно и рационально ступенька за ступенькой идут вниз, чтобы потом пожалеть себя и всплакнуть в сауне или в дорогом ресторане, и пожаловаться на жизнь. Эти ступеньки строятся на так называемой «рассудительности». Под этим словом я имею в виду попытки и старания оправдать что-либо, что идет не так, как нужно, какими-либо логическими выкладками. Это выглядит в итоге логично, и даже успокаивает на какое-то время. И ситуация предстает уже в другом виде.

Но я бы хотел, чтобы вы взглянули трезво на то, что может быть происходит в Вашем бизнесе или области деятельности. Может быть что-то можно было бы изменить? Может быть, есть такие области, заглядывая в которые Вы говорите: «Ну. . . Этот сотрудник не может делать свою работу настолько хорошо, насколько хотелось бы, но где же найдешь другого, который мог бы выполнять ее хотя бы так же. . . ». Может быть, есть что-то, куда Вы и заглядывать то уже боитесь, потому, что знаете, что там Вы можете увидеть проблему-тиранозавра, за которую Вам еще и приходится платить?

И определение слова «управлять», которое было приведено в начале этой статьи, — действительно такое, какое оно есть. И я уверен, что многие, читая определение этого слова в начале, — улыбнулись и подумали «да что он хочет этим сказать?, я что? — Русского языка не знаю?». Но если взглянуть трезво на происходящую ситуацию, то можно в точности понять — что же идет не так.

И с этим можно что-то сделать!

Это я Вам точно говорю!

В статье Георгия Журавлева («Пять причин неэффективности») рассмотрены, классифицированы, систематизированы и так далее основные ямы, где тонет руководитель. И Вы узнаете, что Вы можете с этим сделать.

С уважением,
Ренат Ахметгареев
Исполнительный директор
Центра Эффективного управления MANAGEMENT Tech

www. managementtech. ru Эффективное управление



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: